Library DwarfRKA
home

Library DwarfRKA

All books by Гёте Иоганн Вольфганг
Alphabetical index of the 94 books
«Adelchi»
Гёте Иоганн Вольфганг
Рецензия на трагедию «Адельгиз» итальянского писателя Алессандро Мандзони (1785–1873) представляет собой часть введения, которое было предпослано «Поэтическим произведениям Алессандро Мандзони».
«German Romance»
Гёте Иоганн Вольфганг
Рецензия на английское издание «Немецких романтических историй», переведенных писателем и критиком Томасом Карлейлем (1795–1881).
«Manfred»
Гёте Иоганн Вольфганг
С произведениями выдающегося английского поэта Джорджа Гордона лорда Байрона (1788–1824) Гете впервые познакомился в 1816 году и с тех пор с неизменным вниманием следил за его творчеством и деятельностью. Он считал его «представителем новейшего поэти...
«Опыт о живописи» Дидро
Гёте Иоганн Вольфганг
Великий французский просветитель и редактор «Энциклопедии» Дени Дидро (1713–1784) выступал как художественный критик и написал «Опыт о живописи». Отношение Гете к сочинению Дидро было двойственным. Принимая многие его мысли, немецкий писатель, однако...
«Чудесный рог мальчика»
Гёте Иоганн Вольфганг
Рецензия Гете посвящена сборнику народных песен, составленному писателями-романтиками Ахимом фон Арнимом (1781–1831) и Клеменсом Брентано (1778–1842).
Беседа с Наполеоном
Гёте Иоганн Вольфганг
Аудиенция, данная Наполеоном Гете, состоялась 3 октября 1808 года в Эрфуртском дворце веймарского герцога Карла-Августа. Молодой Наполеон был весьма увлечен «Страданиями юного Вертера». Но это ему не помешало на вершине своей славы, повстречавшись с ...
Боги, герои и Виланд
Гёте Иоганн Вольфганг
С задором молодого бунтаря Гете написал этот фарс, не имея, однако, в виду публиковать его. Он показал его лишь нескольким друзьям. Один из них, поэт Якоб Ленц, отдал рукопись в печать. Форма фарса — беседы душ умерших в загробном мире — подсказа...
Введение в «Пропилеи»
Гёте Иоганн Вольфганг
В этой статье изложены эстетические и художественные позиции, заложившие основы веймарского классицизма.
Веймарский придворный театр
Гёте Иоганн Вольфганг
Статья Гете содержит не только характеристику деятельности, но и определенную художественную программу Веймарского театра, которая соответствовала общей эстетической позиции веймарского классицизма.
Великий Кофта
Гёте Иоганн Вольфганг
Гете изображает в своей комедии нравственное разложение аристократической среды, являвшееся одним из симптомов кризиса феодальной монархии. Ограничив действие узким кругом лиц, он сумел, однако, создать выразительные типы дворян, подлинных и мнимых, ...
Винкельман и его время
Гёте Иоганн Вольфганг
Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) — выдающийся немецкий теоретик и историк искусства; его главный труд «История искусства древности» (1763) заложил основы научного искусствознания и явился одним из наиболее ярких выражений демократического и просв...
Внебрачная дочь
Гёте Иоганн Вольфганг
«Внебрачная дочь» была задумана Гете как первая часть трилогии, однако написал он лишь эту пьесу. Сохранившаяся схема продолжения и отдельные заметки позволяют составить общее представление об идее трилогии. Она должна была дать обобщенное изображени...
Герман и Доротея
Гёте Иоганн Вольфганг
В «Германе и Доротее» резко противопоставлены хаос, возникший в результате буржуазной революции, и мирное житье немецкого провинциального городка. В шестой песни один из эмигрантов, судья, рассказывает о том, что сначала весть о французской революции...
Гец фон Берлихинген с железною рукою
Гёте Иоганн Вольфганг
«Гец фон Берлихинген» — первое произведение Гете, принесшее ему известность во всей Германии. Драма выражает бунтарские настроения молодого Гете. В ней отразились идеи, типичные для движения «Бури и натиска», одним из вождей которого Гете стал благод...
Годы учения Вильгельма Мейстера
Гёте Иоганн Вольфганг
В ряде художественных произведений как прошлых, так и нынешнего века писатели нарисовали образ молодого человека, пытающегося осмыслить окружающую его жизнь и найти путь к счастью. Среди романов, посвященных этой теме, значительное место занимает ром...
Гражданин генерал
Гёте Иоганн Вольфганг
Пьеса отражает, хотя и не в полной мере, отношение Гете к французской революции.
Джузеппе Босси о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи
Гёте Иоганн Вольфганг
Гете писал: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — это подлинный краеугольный камень всех понятий об искусстве. Это единственная в своем роде картина, с ней нельзя ничего сравнить».
Зодчество
Гёте Иоганн Вольфганг
В статье Гете пишет об эстетических качествах классической архитектуры.
Из «Итальянского путешествия»
Гёте Иоганн Вольфганг
«Эта книжечка, — писал Гете, — получит совсем особый облик именно оттого, что ее основу образуют старые бумаги, порожденные мгновением. Я стараюсь лишь самую малость что-либо менять в них: удаляю незначительные случайные высказывания и досадные повто...
Из записной книжки Гете
Гёте Иоганн Вольфганг
Эти заметки написаны в 1775 году и опубликованы в 1776 году в приложении к немецкому переводу трактата «О театре» Луи-Себастьяна Мерсье.
Итальянское путешествие
Гёте Иоганн Вольфганг
Более полутора лет великий немецкий поэт Гёте путешествовал по городам и весям Италии. Столь продолжительное путешествие произвело неизгладимое впечатление на него самого и оказало сильнейшее влияние на все дальнейшее творчество. «Эта книжечка, – так...
Кампания во Франции 1792 года
Гёте Иоганн Вольфганг
В «Кампании 1792 года» Гете не «проходит мимо грандиозных сдвигов в мировой политической жизни». Две политические формации поставлены друг против друга, две армии решают судьбы истории: армия полуфеодальной Европы и армия революционной Франции.
Клавиго
Гёте Иоганн Вольфганг
В пьесе «Клавиго» Гете рисует драматические конфликты в буржуазной среде, создавая в лице Бомарше и Мари образы высоконравственных героев. Пьеса Гете также противопоставляет рассудочности, воплощенной в Карлосе и отчасти в Клавиго, врожденное нравств...
Клаудина де Вилла Белла
Гёте Иоганн Вольфганг
Гете сделал в этом произведении важное нововведение. В его комедии впервые появились в драме разбойники, изображенные не в качестве жестоких головорезов, а как свободолюбивые бродяги. Особенно показателен образ Кругантино, в чьей речи, произносимой н...
Коллекционер и его близкие
Гёте Иоганн Вольфганг
Статья представляет собой эпистолярную новеллу об искусстве.
Литературное санкюлотство
Гёте Иоганн Вольфганг
Статья Гете — ответ на выступление посредственного писателя Даниэля Иениша (1762–1804), скрывшегося под псевдонимом, чтобы подвергнуть критике передовых писателей тогдашней Германии, которые стремились посредством литературы прививать народу высокие ...
Об искусстве и древности на землях по Рейну и Майну
Гёте Иоганн Вольфганг
Статья отражает возродившийся у Гете интерес к средневековому немецкому искусству. К этому его особенно побуждал вдохновленный идеями романтизма Сульпиций Буассерэ, познакомившийся с Гете в 1811 году.
Об эпической и драматической поэзии
Гёте Иоганн Вольфганг
В апреле 1797 года Гете и Шиллер начали обсуждать в переписке вопрос о границах и природе литературных видов, завершив его беседами при личных встречах в Иене и Веймаре. Итоги этих размышлений Гете в тезисной форме изложил в данной статье.
О Лаокооне
Гёте Иоганн Вольфганг
«Все то, что здесь будет сказано о Лаокооне, нисколько не берется исчерпать предмет и написано скорее по поводу этого превосходного произведения, чем о нем самом».
О немецком зодчестве
Гёте Иоганн Вольфганг
Статья посвящена готическому собору в Страсбурге и его строителю.
Правила для актеров
Гёте Иоганн Вольфганг
«Правила» отчасти отражают театральную практику того времени, отчасти — своеобразную театральную эстетику веймарского классицизма.
Праздник святого Рохуса в Бингене
Гёте Иоганн Вольфганг
Праздником святого Рохуса отмечалось освобождение левого берега Рейна от чужеземного (французского) ига, а также восстановление священной для прирейнских немцев-католиков часовни св. Рохуса, порушенной и упраздненной при Наполеоне, и вместе с тем вос...
Простое подражание природе, манера, стиль
Гёте Иоганн Вольфганг
В статье Гете различает три творческих метода. «Простое подражание» дает натуралистическое изображение явлений действительности; «манера» характеризуется преобладанием субъективного начала в произведении; «стиль» — высшая форма творчества — основан н...
Рейсдаль как поэт
Гёте Иоганн Вольфганг
Статья дает объективную характеристику трех пейзажей Рейсдаля, но Гете преследовал этим сочинением не историческую и не академическую цель. Статья направлена против крайностей романтической живописи.
Сатир, или Обоготворенный леший
Гёте Иоганн Вольфганг
Эта небольшая сатирическая пьеса относится к периоду «Бури и натиска». Она близка по духу фарсу «Боги, герои и Виланд».
Совиновники
Гёте Иоганн Вольфганг
Гете утверждал, будто бы в «Совиновниках» «с веселой непринужденностью доносится до зрителя речение Христово: «Кто без греха, пусть первый бросит камень». Автор этой отчасти даже «криминалистической комедии», не признавая право на суд ни за одним из ...
Стелла
Гёте Иоганн Вольфганг
Герой драмы любит двух женщин и любим ими, причем обе знают друг о друге. В духе сентиментализма Гете превозносит чувство над рассудком, но при этом идет дальше всех отрицателей мещанской морали. Пьеса заканчивается любовным согласием между героем и ...
Страдания юного Вертера. Фауст (сборник)
Гёте Иоганн Вольфганг
Великий поэт Германии, выдающийся мыслитель и ученый Иоганн Вольфганг Гёте принадлежит к тем личностям, которыми восхищается весь мир. Его роман «Страдания юного Вертера» является одним из замечательнейших романов о любви, в котором Гёте точно и прон...
Торквато Тассо
Гёте Иоганн Вольфганг
«Торквато Тассо» является исторической драмой в той же мере, в какой и «Эгмонт» или «Гец». Гете воспользовался личностью итальянского поэта и его судьбой для того, чтобы выразить то, что волновало его самого. Много лет спустя секретарь Гете Эккерман ...
Шекспир, и несть ему конца!
Гёте Иоганн Вольфганг
В статье Гете оценивает английского драматурга, подчеркивая, прежде всего, объективность его творчества.
Эгмонт
Гёте Иоганн Вольфганг
Трагедия Гете изображает начальный момент Нидерландской революции XVI века, первой буржуазной революции в Европе.
Эпоха форсированных талантов
Гёте Иоганн Вольфганг
Набросок о современной немецкой литературе, посвященный в основном романтизму.
Ярмарка в Плундерсвейлерне
Гёте Иоганн Вольфганг
Образ ярмарки очень давно становится в литературе аллегорией суетной мирской жизни. Особенно популярным стал этот образ благодаря английскому писателю Джону Беньяну (1628–1688), в романе которого «Путь паломника» есть поразительная сатирическая карти...